Тарас Березовец — украинский политтехнолог. Он рассказал нам о том, что происходит сегодня перед его глазами, а также поведал нам, как избежать кровавого сценария и разгона Майдана, и кому выгодна сегодня революция.
Тарас слушает Depeche Mode, Duran Duran, The Doors, читает книги о военной истории и не устает пересматривать фильмы «Однажды в Америке» и «Крестный отец».
Работа
Сегодня происходит национал-буржуазная революция, силой которой является украинский средний класс. После таких событий он либо станет хребтом Украины, либо свернется до размеров шагреневой кожи.
Я не верю, что будет гражданская война.
Ключевая причина сегодняшних событий — смена политических элит. Казалось, что этого никогда не произойдет, но не тут-то было. Это конфликт прошлого и будущего.
Посмотрите, сегодня впервые после распада Советского Союза на первой линии находится поколение 25-тилетних, которые выросли уже в независимой Украине и которые хотят жить в свободной стране.
Как-то Томас Джефферсон сказал: «Когда люди боятся власти — это тоталитаризм, а когда власть боится людей — это демократия». Я думаю, что в нашей стране сегодня зарождается то, что можно смело назвать демократией.
Власть — это как женщина, с которой ты хочешь интимных отношений в первый раз. Ее нужно хотеть эгоистично, страстно, преодолевая любые препятствия. Только в таком случае ты сможешь ею возобладать.
Я не верю, что будет гражданская война. Но в то же время не отрицаю возможный сценарий внутреннего раскола Украины. Если власть не сможет подавить процессы захвата государственных структур в регионах, скорее всего она потеряет контроль над всей западной Украиной. К тому же в случае подавления беспорядков в Киеве, милиция будет обессилена, а это значит, что она просто будет неспособна вести какие-либо действия в других областях.
Как раз такой раскол очень выгоден России. Если западная Украина станет самостоятельной, тогда Россия будет рада прийти на помощь к центральной и восточной Украине, и подхватить из ослабших украинских рук часть нашей территории. Путин прекрасно понимает, что всю Украину ему не проглотить, поэтому от такого сочного бифштекса он попробует отрезать ровно половину.
Я считаю, что Болотная площадь и Навальный никогда бы не появились в России, если бы в Украине не было бы Оранжевой революции. Но в России никогда не будет возможна улица Грушевского и такой Майдан, как у нас.
Власть — это как женщина, с которой ты хочешь интимных отношений в первый раз. Ее нужно хотеть эгоистично, страстно, преодолевая любые препятствия. Только в таком случае ты сможешь ею возобладать. Ни один политик из оппозиции не показывает такого сильного желания. Они думают, что за властью нужно ухаживать, дарить цветы и конфеты. Но вы поймите, власть — это как женщина, которая не ждет. Она будет с тем, кто готов к ней. А поскольку Янукович настойчив, она, за неимением выбора, сейчас в его руках.
В чем ошибка Кличко, Яценюка и Тягнибока? Они мыслят категориями, как будто в Украине не убивают людей и все, что сейчас происходит — это парламентский кризис. У них нет смелости взять на себя любое важное решение.
Офис мэрии Нью-Йорка — это 57 людей, которые работают в простом бизнес-центре. Они могут спокойно переехать в другое место и управлять городом. У нас власть прикована к областным администрациям. Без них — работа стоит. Это как захватить капитанский мостик на линкоре. Это и есть их слабое место.
Янукович живет как в Зазеркалье. Его картину восприятия формирует ближайшее окружение. То есть информационные потоки президента весьма мозаичны. Его «пейзаж» состоит из отдельных фрагментов, в отличие от более насыщенного «пейзажа» людей, которые постоянно получают информацию из разных источников изо дня в день.
Вообще Янукович, пусть это достаточно сложно признать, человек неглупый и он всегда доверяет своей политической интуиции. Также действует и Юлия Тимошенко, которую сейчас власть полностью изолировала по понятным причинам.
Тимошенко пока не может помочь революции, при всем желании. Она имеет право смотреть Первый Национальный и, возможно изредка, «5 канал». В лучшем случае, у нее есть всего одна встреча в неделю и она просто не успевает отслеживать поток новостей и быструю смену событий. Она хочет донести правильные вещи, но оппозиция их просто не слышит.
Сегодняшняя оппозиция — это политики «мирного периода». А Тимошенко и Янукович — это политики «войны». Чем сильнее вокруг них разгорается пламя, тем больше заряда они получают.
В чем ошибка Кличко, Яценюка и Тягнибока? Они мыслят категориями, как будто в Украине не убивают людей и все, что сейчас происходит — это парламентский кризис. У них нет смелости взять на себя любое важное решение.
Заранее спланированного сценария нет ни у власти, ни у оппозиции. У последней нет также стратегического плана — она действует рефлекторно. Сегодня она подчиняется Майдану и принимает решения народа.
Сейчас и оппозиции, и власти нужен некий дядя Сэм, который сможет их, как петухов, загнать из разных углов в центр комнаты, довести до изнеможения и сделать все, чтобы они договорились.
Янукович — не Путин. Пока он не хочет сжигать все мосты. Я не исключаю, что он это сделает под давлением внешних российских факторов, но он понимает, что тогда именно он займет место диктатора.
Лукашенко недавно сделал ряд заявлений, которые украинские СМИ категорически не хотят цитировать. Первое, он сказал: «Вот, что происходит, когда дети Президента начинают заниматься бизнесом. У меня такого нет». И добавил, что следит за событиями в Украине и хочет нормализовать отношения с ЕС и США. Поэтому он пообещал, что все политические заключенные могут написать прошение о помиловании, и он все их обещает удовлетворить. Вот такой интересный ход делает сейчас Лукашенко.
Нужно четко понять, что Янукович не боится санкций, и он готов идти сегодня до конца.
Чрезвычайное положение — это опасный и непрогнозируемый механизм, к которому подключены армейские подразделения. Мне кажется, что Янукович не уверен в армии, ведь это не «Беркут», а люди из народа.
Как можно выйти из этой ситуации без очередного кровопролития? Есть два варианта, которые не понравятся ни власти, ни Евромайдану. Первый: не говорить языком ультиматумов, а говорить языком реализма. Нужно требовать отставки правительства, настаивать на перевыборах в Верховную Раду, но с действующим президентом Виктором Януковичем. Второй вариант: в Украину приезжают международные посредники, так как власть и оппозиция не может договориться, и создают некие международные гарантии, которые обязуются подписать власть и оппозиция.
Если мы хотим мирного выхода из кризиса, тогда должны согласиться на международный мандат миротворцев и криминальную ответственность для всех виновных в нападениях и преступлениях.
На Майдане сейчас находится большинство моих друзей, поэтому не ходить на Майдан я просто не могу. Я не нахожусь в схватке или над схваткой. Я — гражданин страны, который не приемлет насилия. Я не могу назвать себя оппозиционером, но мы не можем быть сегодня на стороне тех людей, которые исповедуют насилие. Это абсурд.
Моя миссия заключается в том, чтобы давать максимально холодные оценки, понимая, что наша страна сегодня находится в критической и сложной ситуации. К сожалению, мало кто хочет прислушиваться к голосу разума. Власть слушает своих радикалов, а оппозиция — своих. Но истина всегда находится где-то посредине.
Сегодня, чем больше людей будет стоять на Майдане, тем меньшая вероятность реализации силового сценария. Если там будет находиться более 50 тысяч человек — власть не пойдет на силовой сценарий.
Безусловно, власть спровоцировала Евромайдан. И именно ее действия привели к тому, что происходит сегодня в Украине.
Сейчас и оппозиции, и власти нужен некий дядя Сэм, который сможет их, как петухов, загнать из разных углов в центр комнаты, довести до изнеможения и сделать все, чтобы они договорились.
У нас классическое полицейское государство, где количество милиции зашкаливает и в три раза превышает европейские нормы. Говорят, почему армия не может перейти на сторону народа? А потому что ее просто нет. У нас нет полноценного танкового батальона, который в состоянии своими силами выдвинуться и добраться до Киева.
Власть сейчас тянет время для того, чтобы сломить сопротивление колеблющихся в Партии регионов, а также, чтобы подтянуть в столицу новые резервы. Сегодня 80 % подразделений «Беркута» находятся в Киеве. Это говорит о том, что власть все-таки хочет закончить силовой сценарий, а это приведет к огромным жертвам, в том числе и со стороны внутренних войск и милиции. Обычно, потери атакующих в три раза превышают потери обороняющих. Это военная математика.
Сегодня, чем больше людей будет стоять на Майдане, тем меньшая вероятность реализации силового сценария. Если там будет находиться более 50 тысяч человек — власть не пойдет на силовой сценарий.
Очень сложно вести переговоры, когда пальцы лежат на спусковых курках. Поэтому нужно поставить оружие на предохранитель и все-таки попытаться договориться. И помнить, что здесь нет украинского интереса — проиграют все.
Музыка
Очень люблю Depeche Mode, Duran Duran и The Doors. Это мои самые любимые группы. Из русского рока люблю слушать «Кино», «ДДТ», «Аквариум», «Машину Времени» и Вячеслава Бутусова.
Свой рабочий день я всегда начинаю с одного трека — Depeche Mode «Personal Jesus». Утром всегда играет эта мелодия для зарядки на целый день. Или же ставлю «Light My Fire» Моррисона. Также люблю Бондиану и часто слушаю все саундтреки к фильмам из этой серии.
На живые концерты хожу, конечно. Depeche Mode, «ДДТ» — стараюсь посещать таких топовых исполнителей.
Кино
Любимые фильмы: «Однажды в Америке», «Крестный отец». Очень люблю фильмы Гая Ричи, например «Карты, деньги, два ствола», «Рок-н-рольщик». Нравятся все фильмы с Мэттом Дэймоном, включая «Идентификацию Борна».
Невероятно люблю всю Бондиану. Когда учился в Англии, даже написал эссе на тему влияния Бондианы на культурную жизнь Великобритании. Я собираю все артефакты, которые связаны с Джеймсом Бондом, покупая на аукционах оригинальные плакаты 70-80-х годов.
Книги
Я любитель военной и политической историографии, соответственно советую почитать «Мемуары Черчилля», жизнеописание Джона Кеннеди. Полезно также ознакомиться с биографией Стива Джобса.
Очень люблю русскую классику. Мой любимый писатель — Антон Чехов. Из западных — прежде всего Эрнеста Хемингуэя и Джека Лондона. От первого я вообще торчу. Очень нравятся его книги «Прощай, оружие» и «По ком звонит колокол».
Сейчас читаю книгу «Стратегии византийской империи». Всем советую ее прочесть. А вот в книге Оруэлла «1984» можно найти цитаты, которые отображают поведение любого украинского политика.
Сейчас, пожалуй, актуально открыть «Белую гвардию» Булгакова. Это печальная книга о людях, которые боролись за свои идеалы и были растоптаны более брутальной силой, которая не останавливалась ни перед какими жертвами. Это в максимальной мере отражает происходящее сегодня.
Страны
У меня есть четыре любимых города: Киев, Лондон, Нью-Йорк и Барселона.
Киев — самый комфортный город для жизни со своей непередаваемой атмосферой. Поэтому я собираю все, что связано с историей Киева и изучаю город в свободное время.
Лондон — город моего студенчества. Я могу рассказывать о нем бесконечно, начиная с ночной жизни и заканчивая музеями, особняками и памятниками.
Нью-Йорк произвел на меня невероятное впечатление. Я очень хотел на свой День рождения поехать в афроамериканский район Гарлем для того, чтобы послушать аутентичный джаз. У меня получилось. Очень впечатлил район Вильямсбург — там фантастическая культура, много хипстеров и красивых зданий.
Я был в районе русских эмигрантов на Брайтон-Бич. Очень мрачное впечатление у меня сложилось. Все люди ходят в одинаковой серой одежде, тетеньки надевают передники и продают слоечки и пирожки. Короче, Back to USSR.
Барселона — это город-праздник, в который стоит поехать, чтобы побывать в музеях и чтобы увидеть архитектуру Гауди.
P.S.
Мои планы — жить и продолжать работать в этой стране.
Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий, Ольга Закревская