Февраль 2010 года был традиционно противным. В Донецке шел мокрый снег, самолет с горем пополам приземлился, едва нащупав полосу, но в такси было тепло и уютно.
- Из Киева? – спросил меня любопытный таксист, как только я устроилась на переднем сидении.
- Да, — ответила я, насторожившись. – А что?
- Да вот хотел спросить, что там в Киеве? Как там ваш Янукович?
- Наш? Почему это наш? — Я искренне удивилась. Разговор принимал неожиданный оборот.
- Ну как же, все важные решения только в столице и принимают, ну и президентом его значит, вы в Киеве и избрали, — услышала я в ответ.
Оставшуюся до гостиницы дорогу мы проехали молча. Водитель, видимо, уже высказал, все, что хотел, а мне просто нечего было сказать.
С тех пор донецкие таксисты неоднократно радовали меня веселыми и не очень историями, которые на разные лады должны были убедить меня, что где-где, а уж в Донецке нынешнюю украинскую власть точно недолюбливают.
Меня убеждали, что Янукович никакой не донецкий. «Вот Ренат, Боря – это наши. А Янукович – он же енакиевский, а Енакиево – это же не Донецк!…»
Мне с издевкой сообщали, что «донецкие» специально делегировали Януковича с его командой в Киев, чтобы не одним жителям Донбасса было несладко. Такова, мол, украинская традиция – украинцу хорошо не тогда, когда у самого дела хорошо идут, а когда у соседа хата горит!
Рассказывали мне и всякие страшилки о трупах на терриконах в Луганской области, где «все еще хуже, чем в Донецке», и «власть тамошняя еще хуже»…
А незадолго до прошедших парламентских выборов водитель такси, высаживая меня на вокзале, вручил на дорожку газету и календарик Компартии.
Тенденцию роста протестных настроений на Донбассе накануне выборов подтверждали не только мои личные впечатления, но и данные социологических опросов. Об этом много говорили социологи и политологи.
Но вот пришло 28 октября 2012 года. И Донбасс снова проголосовал за Партию регионов.
Да, поддержка Партии регионов на Донбассе за последние 6 лет снизилась. Да, наверняка имели место подтасовки и махинации. Но вместе с тем лидерство ПР в регионе несомненно.
Рейтинг главного оппонента ПР, БЮТ-«Батькивщины», или Объединенной Оппозиции, за это же время подрос, но весьма незначительно.
Почему? Почему жители Донбасса продолжают поддерживать регионалов и не хотят голосовать за оппозицию?
Во-первых, Объединенная Оппозиция, одна же «БЮТ», она же «Батьківщина» — это партия Юлии Тимошенко, одного из лидеров «оранжевой революции». Жители Донецка и Луганска никогда не простят ЮВТ призыва оградить Донбасса колючей проволокой. Даже не важно, заявляла она это на Майдане на самом деле, или нет – главное, люди в это верят.
А региональная элита никогда не забудет «оранжевым» унижения нескольких страшных месяцев 2005 года, когда на улицах Донецка останавливали и обыскивали все «крутые» машины с местными номерами, офисы крупнейших компаний жили на осадном положении, а их владельцы скитались по заграницам или сидели в тюрьме.
Во-вторых, Партия регионов для Донбасса — «свои». А «Батьківщина» — чужаки. И это не просто образ. В проходной части списка Объединенной Оппозиции нет ни одного представителя Донецка или Луганска. Александр Ярошенко, руководитель «Фронта змін» Донецкой области – 77-й (75-й после исключения Тимошенко и Луценко). Игорь Лиски, руководитель «Фронта змін» Луганской области – 83-й (81-й). Оба точно останутся без мандата нардепа.
Можно сказать, что такое формирование списка продемонстрировало подспудное желание оппозиции оградить Донбасс колючей проволокой, хотя бы и символической. И избиратель Донецка и Луганска воспринял этот месседж.
В-третьих. Донбасс в обозримом будущем не станет голосовать за партию, лидером – пусть и символическим, как в случае с «Батьківщиной» и Тимошенко на этих выборах – является женщина. Шахтеры, сталевары и даже менеджеры шахт и заводов не готовы к этому ментально. Да, они готовы признать в виде исключения в отдельных женщинах-коллегах «своего парня», которому можно доверить какую-то работу, иногда даже важную. Но это должен быть тип женщины-воина, или бабы, которая коня на скаку… А предоставить возможность даме в модном платье и на высоких каблуках вершить судьбы страны – это недопустимо! Именно поэтому, кстати, был изначально провальным проект «Украина – вперед» — попытка местной элиты завоевать себе независимость от партбоссов Партии регионов.
В-четвертых – наверное, самое главное. «Батьківщина», как и любая другая национал-демократическая партия, еще долго идеологически будет чуждой жителям Донбасса. Обязательная программа «язык-УПА-Бандера-НАТО» продолжает оставаться актуальной. Поэтому на Донбассе регионалы по-прежнему получают голоса «за». А существующие протестные настроения выливаются в грандиозный рост популярности коммунистов, позиция которых по «национальному вопросу» близка к Партии регионов.
Социально-экономические лозунги Компартии жителям Донбасса, видимо, тоже пришлись по душе. И они решили вернуть страну народу, как было когда-то. Ставя галочку напротив КПУ, избиратели Донецка и Луганска высказались и за бесплатное образование, обучение, медицинское обслуживание и государственную собственность на средства производства, которая все это обеспечит.
Есть над чем задуматься собственникам заводов-газет-пароходов. Я бы даже сказала, есть чего испугаться.
…Поздно вечером 28 октября 2012 года в Донецке шел сильный дождь.
- Решила лететь дневным рейсом, вместо утреннего, чтобы успеть проголосовать, а вылет задержали на 3 с половиной часа! – пожаловалась я таксисту, усевшись в машину.
- Зачем? – удивился он. — От нас же ничего не зависит. Решают все там, наверху… Делят власть между собой. А выборы это так, фикция.
Главком
Якщо висновок дослідження відомий до його початку, помилок у ході дослідження не уникнути.
«Жители Донецка и Луганска никогда не простят ЮВТ призыва оградить Донбасса колючей проволокой. Даже не важно, заявляла она это на Майдане на самом деле, или нет – главное, люди в это верят». Люди і не такі, і реально виголошені слова пробачали, якщо бачили справи, спрямовані на покращення життя більшості громадян. А опозиція навіть не спромоглась створити виборчу програму, не кажучи вже про створення виборчої програми, виконання якої покращало б життя більшості людей. Тож, як бачимо і гендерні питання тут недоречні, якщо не має виборчої програми, виконання якої покращило б життя більшості громадян. А виваженість розумна толерантність такої програми у питаннях «язык-УПА-Бандера-НАТО» зробилаб свою справу у нейтралізації російських шовіністів і КПУшників.