До конца ноября станет известно, сколько стоит газотранспортная система Украины. После оценки страна сможет решить, что же ей делать с «трубой» — создавать консорциум, вывести на IPO или что-то еще. Известно одно — в нынешнем виде ГТС не останется. Этого не позволяют требования Энергетического сообщества, в частности Второй и Третий энергопакеты.
Раз — пакет, два — пакет
Энергетические пакеты по сути являются набором директив Европейского Союза в сфере поставок газа и электроэнергии и связанных с ним нормативных актов. Первый из пакетов датируется еще девяностыми годами прошлого столетия. В 1996 году была принята директива по электроэнергии, в 1998 году – директива по газовой сфере. Их целью было открытие рынков для конкуренции. По мнению европейских властей, это было необходимо, чтобы повысить эффективность энергетического сектора и конкурентоспособность экономики ЕС в целом.
Уже через несколько лет этого показалось мало. В 2003 году пришел черед второго пакета директив (с ними можно ознакомиться тут и тут), отменяющего первый. Одна из главных его особенностей – разделение вертикально-интегрированных компаний. Это значит, что, например, деятельность газовых компаний по транспортировке топлива должна была быть формально отделена от добычи и поставки. Разделение касалось, в том числе, бухгалтерской отчетности, но не прав собственности.
Третий энергетический пакет, являющийся дальнейшим развитием второго, был предложен Еврокомиссией в 2007 году после жалоб небольших трейдеров, заявлявших, что крупные концерны не предоставляют им доступ к распределительным сетям. Работа над пакетом была активизирована после «газовой войны» между Россией и Украиной в начале 2009 года, оставившей Европу без газа на несколько недель. В сентябре 2009 года он был принят.
Главной особенностью нового пакета стал фактический запрет компаниям одновременно и продавать, и транспортировать газ и электроэнергию. Чтобы решить эту проблему, компаниям было предложено продать транспортные сети или отдать их управление в руки независимого оператора. Официально заявленная цель осталась прежней – повышение конкуренции, выход на рынок новых игроков и снижение цен на энергоносители.
Россия против
Новые требования к энергокомпаниям касались не только европейских фирм, но и компаний из третьих стран, которые работают с Европейским Союзом. Их предупредили, что в ином случае они могут потерять доступ на европейский рынок. В России посчитали, что третий энергопакет направлен против «Газпрома» как главного поставщика газа в ЕС, занимающегося и добычей топлива, и его транспортировкой, и продажей. Как следствие, Россия резко воспротивилась принятию нового энергопакета.
Кроме требования о разделении бизнеса, в нем также содержатся обязательства предоставлять третьим сторонам доступ к газотранспортным мощностям, что серьезно препятствует планам России относительно газопроводов в обход Украины. Например, «Газпром» может использовать «Северный поток» лишь на половину его мощности. Руководствуясь нормами третьего энергопакета, Еврокомиссия обязала операторов газопроводов NEL и OPAL, соединяющих «Северный поток» с газовой инфраструктурой ЕС, резервировать до 50% их мощности под доступ других поставщиков газа. И не волнует, что кроме «Газпрома», газ в них никто закачать пока не может.
При этом Владимир Путин и топ-менеджеры «Газпрома» уверены, что если отделить трубопроводы от «Газпрома», трубопроводы умрут из-за отсутствия достаточного финансирования.
Но все же, по данным источников «Интерфакса», газовый монополист таки намерен реформировать свои европейские активы, чтобы выполнить требования третьего энергопакета. Вполне возможно, на это повлияло антимонопольное расследование против «Газпрома» в Европе, грозящее ему огромным штрафом.
Сейчас «Газпром» продает газ в Европу через «Газпром экспорт», свою стопроцентную «дочку». Теперь же компания собирается создать два холдинга — Gazprom Storages&Transport с транспортными сетями и хранилищами и GMT Holding, которая будет заниматься торговлей газа. Впрочем, такое разделение бизнеса – еще не выполнение требований третьего энергопакета. «Газпрому» нужно будет либо продать транспортные активы, либо передать их в управление независимому оператору. Хотя вполне возможно, что у российских газовиков есть свое мнение на этот счет. Тем более, что зиму в «Газпроме» ожидают холодной.
Украина и все-все-все…
Казалось бы, при чем здесь Украина? Газ в Европу она не продает и газопроводы свои не строит. Но не все так просто, так как с февраля 2011 года Украина является полноправной частью Энергетического сообщества.
Соглашение о нем было подписано в октябре 2005 года в Афинах и вступило в силу с 1 июля 2006 года. На сегодняшний день к нему присоединились 15 стран Европейского Союза, восемь государств Южной и Восточной Европы – Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Молдова, Сербия, Хорватия, Черногория, Украина, а также Косово. Армения, Грузия, Норвегия и Турция имеют статус наблюдателей. Договор был подписан для распространения опыта энергорынка ЕС на страны-соседи и обеспечения безопасности поставок энергоресурсов. Участие в соглашении предусматривает гармонизацию законодательной базы со стандартами Евросоюза, в том числе внедрение Второго и Третьего энергопакетов.
Что это значит для Украины? Например, страна добровольно взяла на себя обязательство разбить «Нафтогаз» на отдельные компании — добывающую, транспортирующую и поставляющую газ. Первые шаги на этом пути уже сделаны – принят закон, разрешающий реорганизацию НАКа. А две его «дочки» «Укртрансгаз» и «Укргаздобыча» будут преобразованы в акционерные общества, что позволит вывести их из-под подчинения «Нафтогазу». Кроме того, Украина должна обеспечить возможность доступа к использованию своей газотранспортной системы и подземных хранилищ газа для коммерческих компаний, в том числе иностранных. Должен быть реформирован и рынок электроэнергии.
Но обязательства, взятые на себя перед Энергетическим сообществом, Украина в целом не выполняет. По оценкам аналитического центра Dixi Group, за первый год пребывания в Энергетическом сообществе Украина не выполнила в срок ни одно из них. Законодательные изменения действительно принимаются, но слишком медленно утверждаются нормативные акты, необходимые для их практического применения. Впрочем, чему удивляться – санкции за невыполнение обязательств не предусмотрены. А петух в одно место, как говаривал гарант, пока еще не клюнул.