влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Легенда милицейского захвата – Николаич

Рассказ о заместителе командира БМБР «Беркут» Огиенко Н.Н.

ogienko.jpg (16.28 Kb)Огиенко Николай Николаевич, родился 16 ноября 1949 года в с. Городище Беловодского района Луганской области. После окончания ПТУ №7 г. Луганска работал слесарем-ремонтником на заводе им. Ленина. В органах внутренних дел служил с 1970 по 1999 год. Окончил Среднюю школу милиции в г. Донецке, Высшую школу милиции им. Ф.Д. Дзержинского в г. Киеве. Подполковник милиции в отставке.

 

Я говорил со старыми армейскими разведчиками – они, прошедшие горнило Второй мировой войны, не могут понять, как можно выдерживать такую интенсивность боевой обстановки:

 

  • 1995 год – 113 выездов на операции
  • 1996 год – 120 выездов на операции
  • 1997 год – более 170 выездов на операции и т.д.

«Выезд» в терминологии будней специального подразделения быстрого реагирования «Беркут» означает, что определенное количество бойцов, а рядовая должность в спецназе так и называется «боец», получает приказ: в специальной экипировке, со специальным вооружением и снаряжением, выехать для проведения боевого «захвата» преступников. Сколько их, чем вооружены, в приказе указывается лишь ориентировочно, хотя выезду предшествуют отработки, разработки, разведка, сборы данных, улик, доказательств, получение санкций, рекогносцировка и … остается «достать» и обезвредить преступников. И захватить как можно больше доказательств об их преступной деятельности и замыслах.

 

Возглавляет захват, как правило, офицер. И от его интуиции, умения быстро оценивать обстановку, анализировать ситуацию, мгновенно принимать решения и еще быстрее действовать – напрямую зависит успех захвата. Правило «делай как я» здесь основное.

 

Отсюда и степень ответственности командира – старшего группы: достигнуть максимального результата при минимальных потерях и без жертв.

 

Чтобы достигать такого, необходимы – особый характер, знание всего и обо всем, с чем работаешь и можешь столкнуться, постоянная тренированность, личная храбрость, способность идти на оправданный риск. Сочетание всего этого делает человека способным совершать такие поступки, о которых, рассказывая потом, люди, удивляясь, домысливают и рождают легенды. О совершающих эти поступки людях, так и говорят – легенда.

 

Давно известно, что героями не рождаются, ими становятся. Их рождает ситуация, обстановка и, конечно же, характер, степень ответственности, преданность делу. А обстановка в начале 90-х годов для милиции была больше чем боевая. Политическая и экономическая ситуации стали благодатной почвой для прыжка преступности, которая очень быстро перешла сложившиеся за последние годы границы и уровни и приобрела организованный и вооруженный характер.

 

Я думаю, милицейские историки еще будут ломать голову над тем, как смогла почти безоружная, неподготовленная к действиям в таких условиях, милиция не только устоять сама, но и удержать ситуацию в области. Энергичные меры, предпринятые тогда руководством УВД, которое возглавлял Э.А. Дидоренко, а именно: расстановка кадров, укрепление технической оснащенности, создание центра боевой подготовки, приобретение оружия, боеприпасов (до этого их не было даже для учебных стрельб), средств индивидуальной защиты, активизация служебной подготовки, проведения тренировок по оперативным планам, в значительной мере стабилизировали ситуацию, но не давали полного, а главное быстрого результата. Видя свое превосходство, бандиты наглели – осуществляли свои замыслы, операции и разборки по переделу сфер влияния уже не стесняясь и не прячась днем. В столкновениях с преступниками в период с 1989 по 1994 год погибли 7 сотрудников милиции, 28 получили различного рода ранения.

 

Остановить такой беспредел могла только новая система организации борьбы с преступностью и сила специального мобильного, хорошо подготовленного подразделения. По инициативе Эдуарда Алексеевича мы начали создавать спецподразделение, отбирать для него физически подготовленных ребят, служивших в десантных войсках, спортсменов. На роль организатора – руководителя был подобран дежурный помощник начальника Жовтневого РОВД г. Луганска майор милиции Николай Николаевич Огиенко – мастер спорта по служебному многоборью и стрельбе из боевого оружия. Он мастерски водил мотоцикл и авто, стрелял из любого стрелкового оружия, занимался парашютным спортом, подводным плаваньем. Был многократным победителем соревнований областного и республиканского уровней.

 

За его плечами было 22 года службы, по которой он прошел милиционером, инспектором уголовного розыска, старшим участковым инспектором. Уже подумывал о пенсии, свободе для занятий своими увлечениями, и нам стоило труда уговорить его возглавить спецподразделение, которое в соответствии с приказом МВД №1 от 16 января 1992 года называлось – рота милиции быстрого реагирования «Беркут», численностью 50 человек. Еще во время службы в райотделе о нем ходили легенды: едва поступив на службу, задержал матерого преступника и удачлив в засадах и захватах – если поступало задание на задержание, оно обязательно выполнялось. Он, вместе с группой и сам лично, задержал не одну сотню правонарушителей.

 

zanyatiya_berkuta.jpg (38.43 Kb)
Занятия

Выбор оказался очень удачным, да и Николай Николаевич, как показало время, увлекся новой службой и прослужил заместителем командира целых 7 лет. И эти годы стали самыми интересными и насыщенными в его жизни. В экстремальных ситуациях раскрылись новые черты его характера, новые способности. И, как и прежде, рядом шла удача. Но удача, уверен Николай Николаевич, как и хороший экспромт, должна быть тщательно подготовлена. «Уж если мне доверили свои жизни и судьбы столько молодых людей, я обязан сделать так, чтобы они всегда чувствовали себя победителями, а не побежденными» – в этих словах его кредо настоящего руководителя.

 

Рота создавалась на голом месте. Огиенко пришлось по ходу решать множество организационных задач, а главное, создавать базу, вести подбор бойцов, одевать их, обувать, вооружать, экипировать, учить всему, что умел сам. Как опытный спортсмен, он понимал и стремился внушить ребятам, что чем больше пота на тренировках, тем легче достигается победа, тем более, что ценой ей может стать жизнь.

 

Отработка приемов рукопашного боя, действий в составе группы, тактика, топография, медицина, психология, стрелковая подготовка, техническая подготовка, вождение – еще не полный перечень изучаемых предметов. Много времени уделялось практическим тренировкам «в поле», на зданиях, самолетах, вагонах – мало ли какие сюрпризы преподнесет преступный мир.

 

Сам Огиенко постоянно совершенствует свой уровень, лично проводит занятия, выполняет упражнения, тренируется. На «отлично» сдает экзамены на курсах переподготовки, которые в 1992 году были организованы при Киевской высшей школе МВД.

 

Больше года исполнял обязанности командира, создал основу «Беркута», а с приходом на должность командира капитана Соколова Владимира Ивановича – опытного десантника, афганца, сосредоточился на боевой подготовке, разработке планов операций и взял для себя правило – возглавлять захваты, особенно те, где предполагался риск. Ведь он лично был подготовлен лучше других и просто не мог стоять в стороне дела, на которое он посылал бойцов.

 

За его отношение к людям, за такт, за отцовскую доброту, желание научить, смелость и готовность в любую минуту прийти на помощь, бойцы тепло называли его – Николаич.

 

Первый выезд «Беркута» в 1994 году осуществлялся с целью задержания банды Горюшко, проживавшего на поселке Косиора. Второй – на задержание преступника, взявшего в заложники детей из детского сада в г. Суходольске, не разрешили довести до конца. Кто-то «наверху» побоялся неминуемых «разборок полетов» и … заложников освобождали в Ростовском аэропорту уже другие.

 

А потом боевые операции посыпались одна за другой.

 

«Беркут» под руководством Соколова В.И. и Огиенко Н.Н. стал действующей боевой единицей, которой оказалось «по-плечу» пресечение любых противоправных проявлений.

 

Из сотен захватов самые памятные те, когда приходилось иметь дело с матерыми преступниками, многочисленными, вооруженными до зубов группами. «На таких операциях, – говорит он, – во мне, как бы, открывался кто-то другой: собранный, четко контролирующий ситуацию, знающий, кто из бойцов, где и что должен сделать. Появлялось спокойствие и уверенность. Сам потом, после захвата, прослушивая записи диктофона, который всегда был при мне, удивлялся: захваты, после моей команды «вперед», длились от 3-х до 20-ти секунд. Вот так работали наши ребята!»

 

Но никогда Николаичу не забыть тот, предновогодний захват в с. Давыдо-Никольском и другой, когда ему случайно пришлось возглавить группу захвата, и самому осуществить нейтрализацию преступника.

 

В мае 1992 года организуется Управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП), которое возглавил Тихонов В.А. В него были отобраны самые опытные сотрудники уголовного розыска, следствия и других служб, хорошо знавшие преступный мир.

 

«Беркут» призван был стать основной силой в решении задач противодействия организованным бандам.

 

Эти два подразделения и разместились в одном здании, что давало возможность устанавливать взаимные контакты, совместно разрабатывать и осуществлять операции. В 1994 году поводов для общей работы было много.

 

Так было и в деле раскрытия и захвата банды Краснодонского авторитета – Вакуленко. За многочисленной бандой тянулся большой криминальный кровавый след, она обоснованно подозревалась в исполнении заказных убийств, по которым были возбуждены уголовные дела. Отслеживали этот след начальник отдела УБОП по борьбе с бандитизмом полковник милиции А.А. Темников и руководитель Краснодонского подразделения УБОП полковник Л.И. Пальчак. Они возглавили операцию по установлению места нахождения и захвату членов банды. Группу подразделения «Беркут» возглавлял командир В.И. Соколов, группой захвата руководил Огиенко Н.Н., его заместителем был назначен командир 2-го оперативного взвода майор милиции Яковенко М.И., а группой прикрытия командовал зам. командира этого взвода старший сержант милиции Гречаник М.М.

 

Первая попытка захвата банды была предпринята 23 декабря 1994 года в с. Хрящеватое Краснодонского района. Однако выезд результатов не дал.

 

30 декабря 1994 года Управление по борьбе с организованной преступностью получило новую оперативную информацию, о том, что вооруженная группа собралась в с. Давыдо-Никольском этого же района.

 

Оперативная группа выехала для проверки по четырем известным адресам, однако поиски оказались безрезультатными. Руководители группы приняли решение перекрыть дороги ухода банды из села, но в это время поступила дополнительная информация об еще нескольких адресах возможного пребывания бандитов. Так как до утра еще было время, группе Огиенко было приказано проверить эти сведения, и они в 2 часа 30 минут выехали по адресу: ул. Солнечная, 9.

 

Расставив оцепление, Огиенко Н.Н., Яковенко М.И. и другие члены штурмовой группы подошли к входной двери. Света в доме не было. Принимая меры предосторожности, Огиенко Н.Н. постучал в дверь, ответа не последовало. Потом стучал в дверь Яковенко М.И. Наконец кто-то подошел к входной двери, в коридоре зажегся свет. Голос за дверью спросил: “Кто там?”. Огиенко Н.Н. назвав хозяина дома по имени, сказал: “Свои, открывай”. Запор открылся. Огиенко Н.Н. под прикрытием Яковенко М.И. и других членов штурмовой группы рванулся во внутрь дома, но находящийся у двери преступник в упор выстрелил в него из пистолета. Пуля попала Огиенко в лицо и он от удара упал. Второй выстрел бандит произвел в голову Яковенко. Другие преступники, находящиеся в доме, открыли огонь из автоматического оружия и пистолетов. Сотрудники были вынуждены применять оружие на поражение – завязался бой.

 

После падения раненого Яковенко, стоявший за ним сержант милиции Коночкин Р.И. вбежал в коридор, где сразу был ранен в ногу осколком от взрыва брошенной преступниками гранаты. За ним в помещение забежал лейтенант милиции Боженко С.И., который, укрывшись за печкой, открыл стрельбу по преступникам.

 

Через несколько секунд, придя в сознание, Огиенко Н.Н., истекая кровью, продолжил руководить операцией. Он доложил по рации об обстановке и, вооружившись автоматом обстрелял комнату, в которой находились бандиты. Николай Николаевич вместе с Соколовым В.И. вынесли из-под обстрела раненого Яковенко М.И. Их отход прикрывали сержанты Майстренко А. и Гречаник М., который позднее получил огнестрельное ранение в ногу. Принятыми мерами раненые были госпитализированы, однако, командир 2-го оперативного взвода майор милиции Яковенко М.И. от полученных ран скончался.

 

В ходе боя, который продолжался до 11 часов утра, в работников милиции было брошено еще две гранаты.

 

В результате операции, преступники Краснобрыжев А.С. /кличка “Рольф”/ и Подолянко А.Н, /кличка “Маха”/ в перестрелке были убиты, а Пугач В.М. задержан с огнестрельными ранениями. Как в последствии установлено, именно он нанес тяжелые огнестрельные ранения Огиенко и Яковенко. Народным судом Пугач был приговорен к расстрелу. Руководивший в то время бандой, бывший егерь охотхозяйства, Бондаренко во время боя ушел, оставив членов банды. Переправившись на другой берег реки Северский Донец, на заранее приготовленной лодке, он некоторое время жил со своим подручным Марченковым в схроне и был последним случайно застрелен.

 

Ранение у Николаича оказалось весьма серьезным: пуля, войдя в щеку, прошла рядом с челюстью и вышла ниже правого уха из шеи, к счастью, не зацепив жизненно важных артерий и нервов. Но шок, контузия и большая кровопотеря – это минимум неприятностей. Он и на лечении не давал себе расслабляться, старался быть в форме, интересовался жизнью родного детища, здоровьем раненых бойцов, часто навещал семью погибшего друга.

 

Вот и 11 февраля 1995 года, еще не оправившись после ранения, он зашел в расположение подразделения. Там стояла тревожная «суета» в связи с необходимостью выезда на задержание особо опасного преступника. Николаич, оценив ситуацию, и осознавая, что легким это задержание не будет, сам возглавил группу захвата.

 

А ситуация сложилась так, что 9 февраля 1995 года в 19 часов 25 минут на квартале имени Пролетариата Донбасса в г. Луганске ранее судимый Соколов С.В., обоснованно подозреваемый в убийстве граждан, выстрелами из пистолета ранил патрульного милиционера Никифорова В.А. В 20 часов 15 минут Соколов С.В., при попытке проверки у него документов, обстрелял наряд милиции на ул. Пушкина в г. Луганске, после чего скрылся. Управление по борьбе с организованной преступностью, ведя розыск бандита, оперативным путем получило информацию о готовящемся отъезде Соколова из Луганска и нужно было срочно организовать его задержание.

 

И вот группа захвата заняла скрытые позиции в месте вероятного появления Соколова С.В. Он, увидев со стороны, что задержан его связник, стал убегать и, преследуемый сотрудниками УБОПа, попал в оцепление подразделения милиции “Беркут”. В непосредственной близости с преступником оказался начальник Управления Тихонов В.А., Соколов С.В. выхватил из кармана гранату “Ф-1”, привел ее в боевую готовность, демонстративно выбросив чеку. Возникла реальная угроза поражения, как сотрудников милиции, так и зевак, в том числе и детей, которые из любопытства стали собираться поблизости.

 

Преступник, угрожая взрывом, выдвинул требования предоставить ему автомобиль, чтобы проследовать в ближайший детский садик и взять в заложники детей. На уговоры Тихонова В.А. отказаться от преступных намерений, Соколов отвечал категорическим отказом. С целью склонить преступника отказаться от своих требований, к ним подошел заместитель начальника УБОП капитан милиции Цветков А.Г., который представился прокурором. Соколов С.В., объявив Тихонова В.А. и Цветкова А.Г. заложниками, продолжал требовать предоставления автомобиля. Он заявил, что кроме гранаты вооружен еще и пистолетом.

 

Видя сложность ситуации, руководитель группы захвата “Беркут” Огиенко Н.Н., предварительно приведя в боевую готовность пистолет и спрятав его под одеждой, демонстративно отдал автомат своему водителю и умышленно вошел в непосредственный контакт с преступником.

 

В течение 1,5-2 часов вместе с Тихоновым В.А. и Цветковым А.Г., Николаич уговаривал преступника согласиться зачеканить гранату и отказаться от преступных намерений. Тот был настойчив и объявил, что на счет «десять», если не будут выполнены его требования, он подорвет себя и находящихся рядом людей.

 

Огиенко, под предлогом вызова «добровольного» водителя, дал возможность уйти Тихонову В.А., у которого начали сдавать нервы.

 

Преступник, подняв вверх руку с зажатой гранатой, стал считать: «один… два… три… восемь…». Счет «девять» он повторял уже несколько раз, был очень возбужден, не знал, какое решение принять, так как приходилось считаться с сильными аргументами и требованиями «ментов».

 

fragmenty_operatvinogo_avtomobilya_uaz.jpg (30.02 Kb)
Фрагменты оперативного автомобиля УАЗ, в котором был обезврежен преступник

И вот здесь Огиенко делает сильный ход, который прерывает затянувшуюся, почти роковую паузу. Он объявляет о согласии ехать в детский сад. Это позволило не только снять психологический цейтнот, но и выиграть время, а следовательно, найти варианты обезвреживания преступника. Тот «клюнул» на предложение, но объявил о решении самому вести автомобиль, что дало Огиенко еще пару козырей.

 

Огиенко сел в салон УАЗа, а Соколов потребовал, чтобы и «прокурор» Цветков сел в автомобиль. Сам он стал занимать место водителя со стороны пассажирского сидения, буквально переползая с гранатой в руке через сидящего Цветкова.

 

Огиенко Н.Н., контролируя ситуацию, в удобный момент указал взглядом Цветкову А.Г., чтобы тот покинул автомобиль. Получив подтверждение, что он понят, оперативник произвел выстрел на поражение преступника. Сработал взрыватель гранаты, через три-четыре секунды раздался взрыв, но Огиенко Н.Н. и Цветков А.Г. уже лежали на земле за пределами автомобиля.

 

Вот так, благодаря смелым и решительным действиям Николаича, была предотвращена возможность захвата заложниками детей. Никто из посторонних лиц и сотрудников милиции так же не пострадал.

 

Еще много, много раз Николай Огиенко руководил группами захвата. В 1999 году он ушел на заслуженный отдых.

 

Совместными усилиями руководства УВД, всей милиции, УБОПа, БМБР «Беркут», а, в последствии и созданного при УБОПе спецподразделения «Сокол», удалось переломить криминогенную ситуацию в лучшую сторону. После 1996 года деятельность организованных групп пошла на спад, многие из них прекратили свое существование.

 

ogienko_u_kuchmy.jpg (60.7 Kb) kuchma_vruchaet_ogienko.jpg (28.65 Kb)
Огиенко Н.Н. на приеме у президента Украины Л. Кучмы Вручение награды

 

Президент Украины Л.Д. Кучма лично вручал Н.Н. Огиенко ордена «За мужество»: в 1995 году – III степени, а в 1996 – II степени за номером первым.

 

Президент также вручил вдове погибшего Яковенко М.И. Наталье Васильевне Звезду ордена «За мужество», которой тот был награжден посмертно.

по материалам http://www.lugmia.gov.ua

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Комментариев к записи: 2

  1. Хорошая статья, правдо, мне очень понравилось,
    владелец блога вообще всегда радуете гостей своими статьями.
    тут с многим сложно не согласится.
    от всего сердца продолжайте в том же духе.

  2. Anna:

    Спасибо вам за теплые слова!

Оставить комментарий