В частности, одной из самых «опасных» операций опрошенные юристы-практики считают приобретение услуг — например, заказ маркетинговых исследований, консалтинга и даже заключение договоров о разработке и поставке компьютерных программ. С фискальной точки зрения стоимость такого рода операций трудно определима, что дает лишний повод подозревать предприятия в возможных злоупотреблениях. В том случае, если стоимость услуг будет признана завышенной или отнесенной в расходы необоснованно, возможны санкции, уменьшение кредита по НДС, увеличение обязательств по налогу на прибыль и т. д.
Неприятности с органами ГНС практически неизбежны, если контрагент предприятия фигурирует в закрытых базах налоговиков как «транзитер» или того хуже — «налоговая яма». Еще в 2009 году приказом налоговой были утверждены критерии отбора таких «рисковых» субъектов. И тот факт, что этот приказ уже отменен, не мешает инспекторам учитывать данные критерии при проведении проверок.
Также налоговые органы акцентируют внимание на сделках, в которых цены на товар завышены, а сумма, указанная в договоре, значительно превышает фигурирующие в ранее заключенных договорах. Установление факта оборота товаров/услуг между связанными лицами с применением цен, отличающихся от рыночных, может привести к «корректировке» налоговых обязательств.
С пристрастием налоговики относятся к заключению договоров о приобретении работ и услуг у предпринимателей-физлиц, часто приравнивая такие операции к исполнению подрядчиком трудовой функции. Возможное следствие — доначисление налогов и применение штрафов. Следуя фискальной логике, в таких случаях работодатели являются налоговыми агентами с соответствующими обязательствами.